Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устюжская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Бородавкина Ильи Сергеевича
с.Устюг, Емельяновский район, Красноярский край
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.)

    Одной из важнейших задач ЮНЕСКО с первых лет работы этой международной организации было распространение грамотности. Но сразу же встали вопросы: кого считать грамотным? Какой минимальный уровень грамотности необходим современным людям? Так появились разные определения элементарной и функциональной грамотности:

    • Просо грамотным считался тот, кто может прочитать и написать короткий простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное.
    • Функционально грамотный человек — тот, кому навыки письма и чтения позволяют участвовать во всех занятиях, для которых в обществе требуется грамотность.

    В чём разница? Человеку с навыками лишь элементарной грамотности будет сложно разобраться в инструкции к лекарству или технике, маршрутах общественного транспорта, условиях договора. Функциональная же грамотность означает, что навыки чтения и письма развиты достаточно для бытового и профессионального взаимодействия.

    Какие компетенции включает функциональная грамотность

    Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

    Составляющие функциональной грамотности:

    Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
    Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
    Глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

    Межрегиональном чемпионате по функциональной грамотности и метапредметным компетенциям для педагогических работников Красноярского края ПолиГрам

    Цель Чемпионата

    Выявление высокомотивированных, творческих учителей, а также развитие у педагогов компетенций, связанных с формированием у обучающихся функциональной грамотности и метапредметных компетенций.

    Участники – команды образовательных организаций Красноярского края, состоящие из 3 учителей.

    Количество команд – участников Чемпионата на 1 этапе не ограничено.

    Количество команд – участников Чемпионата на 2 этапе – 11 команд-победителей 1 этапа.

    ЭТАПЫ ЧЕМПИОНАТА

    Первый, заочный, этап

    Дистанционное тестирование по 6 видам ФГ и 2 метапредметным компетенциям:

    Читательская грамотность

    Математическая грамотность

    Естественно-научная грамотность

    Цифровая грамотность

    Финансовая грамотность

    Здоровьесберегающая грамотность

    Креативное мышление

    Критическое мышление

    Второй, очный, этап

    предполагает разработку и реализацию со-бытия по развитию у обучающихся ФГ в образовательной организации команды-финалиста

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie